Неточные совпадения
В прошлом
были трагические
конфликты, которые зависели от бедности и необеспеченности жизни, от предрассудков сословий и классов, от несправедливого и унизительного социального строя, от отрицания свободы.
Можно даже
было бы сказать, что чистый внутренний трагизм человеческой жизни не
был еще выявлен, т. к. в трагизме прошлого слишком большую роль играли
конфликты, порожденные социальным строем и связанными с этим строем предрассудками.
Внешние источники трагических
конфликтов могут
быть устранены социальным строем, более справедливым и свободным, преодолением предрассудков прошлого.
И мой отказ от свободы перед
конфликтами жизни может
быть лишь актом свободы.
Такое же противоречие и
конфликт может
быть между свободой и любовью, между любовью и справедливостью и т. п.
Я много писал о событиях времени, постоянно производил оценку происходящего, но все это, употребляя выражение Ницше,
было «несвоевременными размышлениями», они
были в глубоком
конфликте со временем и
были обращены к далекому будущему.
Я могу сказать, что у меня
был опыт изначальной свободы, и, в связи с ней, и творческой новизны, и зла,
был острый опыт о личности и ее
конфликте с миром общего, миром объективации, опыт выхода из власти общего,
был опыт человечности и сострадания,
был опыт о человеке, который
есть единственный предмет философии.
Это
было также острое переживание
конфликта между личностью и обществом, которое мне
было, может
быть, более свойственно, чем другим представителям идеалистического движения.
Было что-то личное мое в том, как я переживал этот
конфликт.
Слишком сильно у меня
было чувство зла и падшести мира, слишком остро
было чувство
конфликта личности и мира, космического целого.
Я постоянно
был в оппозиции и
конфликте.
В другом месте я
буду еще говорить о
конфликте жалости и творчества.
Во мне
есть та взволнованность души, та проблематичность ума, те
конфликты и антиномии, которые обнаружились во вторую половину XIX века и в начале XX.
В
конфликте личности со всем безличным или притязающим
быть сверхличным, в
конфликте с «миром» и с обществом я решительно стал на сторону личности.
Я
был в непрерывном мучительном
конфликте.
Это
есть до последней остроты доведенный
конфликт между моей жизнью в этом мире и трансцендентным.
Поколение после революции 1905 года уже не знало такого рода
конфликтов, многое уже
было завоевано для духовной культуры.
Моя философия всегда
была философией
конфликта.
В этом
конфликте права
была интеллигенция.
Но направление его
было примирительное и синтезирующее, у него нет тех трагических
конфликтов и разверзающихся бездн, которые раскрываются у Достоевского.
История русского народа одна из самых мучительных историй: борьба с татарскими нашествиями и татарским игом, всегдашняя гипертрофия государства, тоталитарный режим Московского царства, смутная эпоха, раскол, насильственный характер петровской реформы, крепостное право, которое
было самой страшной язвой русской жизни, гонения на интеллигенцию, казнь декабристов, жуткий режим прусского юнкера Николая I, безграмотность народной массы, которую держали в тьме из страха, неизбежность революции для разрешения
конфликтов и противоречий и ее насильственный и кровавый характер и, наконец, самая страшная в мировой истории война.
Символисты сознавали себя новым течением и
были в
конфликте с представителями старой литературы.
Все дальше и дальше отодвигается то, что должно
быть сотворено, и так без конца, без разрешения
конфликта времени и вечности.
То
было одно из многочисленных доморощенных произведений, в которых начитанные, но бездарные авторы отборным, но мертвенным языком, прилежно, но неуклюже проводили какую-нибудь «глубокую» или «животрепещущую» идею, представляли так называемый трагический
конфликт и наводили скуку… азиатскую, как бывает азиатская холера.
Конфликт царства Божия и царства Кесаря
есть на философском языке
конфликт субъекта и объекта, свободы и необходимости, духа и объективированной природы.
Приходится постоянно повторять, что человек
есть существо противоречивое и находится в
конфликте с самим собой.
Но жизнь Христа
была именно этим доведенным до величайшего напряжения
конфликтом.
Вся эротическая жизнь человека состоит из
конфликтов, которые в объективированном мире не могут
быть окончательно преодолены.
Есть два разных типа одиночества — одиночество творческой личности, переживающей
конфликт внутреннего универсализма с объективированным универсализмом, и одиночество индивидуалиста, противополагающего этому объективированному универсализму, к которому он, в сущности, принадлежит, свою опустошенность и бессилие.
И потому возможен глубокий
конфликт между любовью и семьей, который
есть лишь проявление
конфликта между личностью и обществом, между свободой и детерминацией.
О трагическом
конфликте личности и истории и неразрешимости его в пределах истории
было уже сказано.
Этот трагический
конфликт не может
быть понят как вражда личности против общества, как антисоциальность личности.
Эти
конфликты не могут
быть приведены к окончательной гармонии в пределах нашей греховной земной жизни.
Конфликт сознания и бессознательного, который, по Фрейду и его школе, порождает все неврозы и психические расстройства,
есть порождение цивилизации.
Человек
есть не только существо греховное и искупающее свой грех, не только существо разумное, не только существо эволюционирующее, не только существо социальное, не только существо больное от
конфликта сознания с бессознательным, но человек
есть прежде всего существо творческое.
Конфликт между сознанием и бессознательным
есть величайшее открытие школы Фрейда, которое остается в силе, если и не разделять пансексуализма Фрейда.
И вот между этикой, выработанной войной и воинами, когда борьба с оружием в руках
была самым благородным занятием, этикой, распространенной на всю благородную породу человечества, и этикой евангельской, христианской существует глубочайшее противоположение и
конфликт, который должен
был бы переживаться мучительно и трагически христианами, если бы личное сознание и личная совесть
были в них сильнее и острее и не подавлялись родовыми инстинктами.
Конфликт цивилизованного и социализированного человека с своим подсознательным
есть основной
конфликт, порождающий неисчислимые последствия.
На сложных этических
конфликтах мы видим, как закон калечит жизнь, когда нужно
было бы предоставить ее действию благодатных сил, и как насильственная благодать калечит жизнь, когда нужно
было закону предоставить охранение ее прав.
Но могут
быть установлены ценности, за которые нужно бороться в разрешение этих
конфликтов.
На протяжении всей моей книги
будут раскрываться именно такого рода
конфликты.
И это создает трагический
конфликт, который не может
быть разрешен одними человеческими силами.
Наконец, современная психопатология выступает с новым антропологическим учением, согласно которому человек
есть прежде всего больное существо, в нем ослаблены инстинкты его природы, инстинкт половой и инстинкт власти, подавлены и вытеснены цивилизацией, создавшей болезненный
конфликт сознания с бессознательным.
В антропологии идеализма, натуралистического эволюционизма, социологизма и психопатологии схвачены отдельные существенные черты — человек
есть существо, носящее в себе разум и ценности,
есть существо развивающееся,
есть существо социальное и существо больное от
конфликта сознания и бессознательного.
В человеке
есть трагический
конфликт не только с миром, но и с самим собой.
И это также
есть один из
конфликтов бессознательного с сознанием.
Но в этот же трехлетний период я сделался и публицистом студенческой жизни, летописцем
конфликта"Рутении"с немецким «Комманом». Мои очерки и воззвания разосланы
были в другие университеты; составил я и сообщение для архилиберального тогда «Русского вестника». Катков и Леонтьев сочувственно отнеслись к нашей «истории»; но затруднились напечатать мою статью.
Однако приезжала она однажды в Россию и раньше, до своего легального возвращения.
Было это зимою 1899–1900 г. Целью ее поездки
было установить непосредственную связь с работавшими в России социал-демократами, лично ознакомиться с их настроениями и взглядами и выяснить им позицию группы «Освобождение труда» в возникших за границею
конфликтах. Жила она, конечно, по подложному паспорту, и только несколько человек во всем Петербурге знали, кто она. В это время я с нею и познакомился.
Славянофильство
было идеологическим выражением этого
конфликта.
Мы увидим, что этот моральный
конфликт будет разрешен лишь Лениным и большевиками.